ПОПОВСКИЙ Николай Никитич

ПОПОВСКИЙ Николай Никитич
(ок. 1730, Москва -13(24).02.1760, Москва)
   философ, переводчик. Род. в семье священника, обучался в Московской Славяно-греко-латинской академии, откуда в числе десяти лучших учеников в 1748 г. был отобран В. К. Тредиаковским для дальнейшего обучения в Петербургском академическом унте. Особенные успехи проявил в изучении философских наук, в 1753 г. получил звание магистра и после открытия Московского ун-та был назначен ректором университетской гимназии. В день торжественного открытия Московского ун-та 26 апреля 1755 г. П. прочел на лат. языке речь "О содержании, важности и круге философии", к-рой он начал свой курс лекций по философии. В этом же году она на рус. языке была издана Ломоносовым в "Ежемесячных сочинениях". Осн. тезисом речи было утверждение, что "нет такой мысли, кою бы по-русски изъяснить было бы невозможно". В 1756 г. П. был избран проф. элоквенции (красноречия), после чего обратился к одному из основателей Московского ун-та - графу И. И. Шувалову с дидактическим соч. "Письмо о пользе наук и о воспитании во оных юношества". Особую известность П. приобрел как переводчик с древн. и европейских языков: "Письмо Горация Флакка о стихотворстве к Пизонам" (1753), "Мысли о воспитании" Дж. Локка (в 2 ч., 1759–1760), "Опыт о человеке" А. Попа (1757). Ряд речей П. не были опубликованы и не сохранились: "Речь о несправедливом презрении нравоучительной философии, особливо у древних философов, прежде Сократа бывших" (1753), "Речь о преизяществе красноречия" (1756), "Речь о преимуществе монархии пред аристократией и демократией" (1758). В своих лекциях и соч. П. постоянно подчеркивал всеобщий характер философии уже в силу одного того, что от нее зависят все формы познания, она "мать всех наук и художеств". Особенно озабочен он был определением предмета философии. Таковым, по его мнению, были главные законы всей Вселенной, благодаря к-рым самые сокровенные от простого понятия вещи в ясном виде показываются, самые отдаленные от очей наших действия натуры во всей своей подробности усматриваются и все, "что ни есть на земле и под землею", рассматривается как части чудного и великолепного храма, включающего Вселенную, земную природу и человека. Важной проблемой для П. была забота о формировании философской терминологии в России, в к-рой ввиду огромных земельных пространств нашему любопытству могут открыться "многообразные натуры действия". Если римляне могли заимствовать философскую терминологию у греков, то русские, считал он, вполне могут делать подобные заимствования и у греков, и у римлян, и у др. философски развитых народов. Важной характеристикой философствования П. была попытка "сращения" философских понятий, усвоенных им в Славяно-греко-латинской академии, с комплексом естественно-научных представлений западноевропейской науки.
   С о ч.: Речь, говоренная в начатии философских лекций при Московском университете гимназии ректором Николаем Поповским; К портрету М. В. Ломоносова // Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. М., 1952. Т. 1; О пользе наук и о воспитании во оных юношества; О воспитании детей // Антология педагогической мысли в России XVIII в. М., 1985.
   Л и т.: Шевырев С. П. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского ун-та. М., 1855. Ч. 2.
   А. И. Абрамов
   ПОПУГАЕВ Василий Васильевич
(1778/1779, Петербург - ок. 1816, Тверь)
   просветитель, публицист и общественный деятель. Сын художника, учился в гимназии Академии наук. Энциклопедические познания П. (он знал 5 языков, был знаком с основами естественных наук того времени, философии, лингвистики и юриспруденции) определили привлечение его к работе сначала в цензурном ведомстве, а с 1802 г. в Комиссии по составлению новых законов. В 1801 г. П. познакомился с Радищевым и проникся его идеями о высоком назначении человека и о необходимости освобождения крестьян. Изучал работы фр. просветителей и переводил их на рус. язык, писал художественные произв. в духе сентиментализма. В 1801 г. по его инициативе было учреждено Об-во любителей изящного, ставшее позже Вольным об-вом любителей словесности, наук и художеств. В своих публицистических произв. выступал против абсолютизма и порабощения человека человеком, опираясь на идеи переводимых им зап. просветителей. Социальным идеалом П. была древн. Спарта, а его вольнодумные гражданские взгляды выражались в речах "О политическом просвещении", "О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение". В посвященной Александру I рукописи "О благополучии народных дел" П. выдвинул закон соотношения добра и зла: "Когда род человеческий приближается к точке совершенства, количество добра увеличивается, зла - уменьшается; отдаляется - обратно". В связи с этим необходимы и механизмы, обеспечивающие приоритет добра; они проявляются в форме закона и конституции: "Конституция одушевляет закон; закон поддерживает конституцию". Следуя Радищеву и Пнину, П. утверждал, формальное равенство всех перед законом, высокое гражданское назначение человека. П. придавал большое значение воспитанию, причем общественное воспитание предпочитал домашнему, на первое место ставил изучение законов и истории, к-рую следует преподавать "в философском духе и с нравственной целью", ибо "всякому гражданину необходимо знать отношения и обязанности, связывающие его с обществом". В работах П. своеобразно интерпретируются идеи общественного договора и положения о естественных правах, неявно осуждается крепостничество, прославляется просвещение народов. Отход в 1811 г. от активной деятельности в Об-ве любителей словесности, наук и художеств, связанный с неприятием монархически настроенными членами радикальных идей последнего его трактата "О благоденствии народных обществ" (написан в 1805, ано- | нимно опубликован в 1807), означал и прекращение творчества П.
   С о ч.: Русские просветители. Собр. произв.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 271–356.
   Л и т.: Орлов В. П. Русские просветители 1790-1800-х годов. 2-е изд. М., 1953.
   И. Е. Задорожнюк

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ПОПОВСКИЙ Николай Никитич" в других словарях:

  • Поповский Николай Никитич — Поповский (Николай Никитич) профессор элоквенции и магистр философии (1730 1760), воспитанник духовной семинарии и академического университета, ученик М.В. Ломоносова , который высоко ценил его первые литературные опыты и рекомендовал его И.И.… …   Биографический словарь

  • Поповский Николай Никитич — [1726 или 1728 – 13 (24) II 1760]. Сын священника церкви Василия Блаженного в Москве. Учился в Славяно греко лат. академии. Был выбран В. К. Тредиаковским для обучения в Акад. ун те («москвитин, церковничий сын, а от роду ему двадцать два года»)… …   Словарь русского языка XVIII века

  • ПОПОВСКИЙ Николай Никитич — (1730 60) российский просветитель, философ и поэт. Профессор Московского университета (с 1755). Сторонник просвещенной монархии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Поповский, Николай Никитич — Николай Никитич Поповский (1730?  13 февраля 1760)  профессор красноречия и магистр философии, воспитанник Духовной семинарии и Академического университета, ученик М. В …   Википедия

  • Поповский, Николай Никитич — профессор Московского университета, писатель и переводчик; родился около 1730 года. Первоначальное образование, по словам преосв. Евгения, П. получил в одном из духовных училищ, а затем в числе других лучших учеников, был переведен в Академию… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Поповский Николай Никитич — (1730 1760), просветитель, поэт, переводчик. Профессор Московского университета (с 1755). Среди его переводов  поэма «Опыт о человеке» А. Попа, «Мысли о воспитании» Дж. Локка. * * * ПОПОВСКИЙ Николай Никитич ПОПОВСКИЙ Николай Никитич (1730 60),… …   Энциклопедический словарь

  • Поповский Николай Никитич — профессор элоквенции и магистр философии (1730 1760), воспитанник Духовной семинарии и Академического университета, ученик М. В. Ломоносова, который высоко ценил его первые литературные опыты и рекомендовал его И. И. Шувалову. В 1753 г. П. был… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПОПОВСКИЙ Николай Никитич — (ок. 1730 1760) философ, переводчик. Род. в семье священника, обучался в Московской Славяно греко латинской академии, откуда в числе десяти лучших учеников в 1748 г. был отобран В. К. Тредиаковским для дальнейшего обучения в Петербургском… …   Русская философия: словарь

  • Поповский, Николай Никитич — Смотри также (1730 1760). Ученик Ломоносова, профессор элоквенции, стихотворец и переводчик Горация. Уп.: На Каченовск. (1829) …   Словарь литературных типов

  • ПОПОВСКИЙ — Николай Никитич (ок. 1730–60) – рус. философ просветитель, проф. Моск. ун та. Род. в Москве в семье священника. Учился (с 1748) в ун те при АН в Петербурге. В 1755 назначен по представлению Ломоносова, любимым учеником к рого П. был, проф.… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»